В 1934-м через Торговое Представительство СССР в Париже Штернфельд передал копию своей машинописной рукописи на французском языке «Initiation a la Cosmonautique» («Введение в космонавтику») в Москву. 14 июня 1935 года, оставив почти весь свой научный и личный архив у родителей в Лодзи и захватив лишь самое необходимое, он с супругой прилетает на самолёте "Аэрофлота" в Советский Союз на постоянное жительство.
Его наивно-романтический взгляд на жизнь в СССР описывает такой случай (воспоминания дочери Майи). В Москве Штернфельду предоставили роскошную квартиру, однако он предпочёл жить, "как простой советский народ", сам нашёл коммуналку, отгородил угол шкафами, сделав себе "кабинет", дочерям соорудил двухэтажную кровать. Узнал, что весь дом принадлежал раньше женщине, которая сейчас ютится в коморке, начал платить ей квартплату, помимо той, что платил государству. А эта женщина за всеми подглядывала и доносила...
В начале июля 1935 г., ещё не имея советского гражданства, Штернфельд был зачислен в штат Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Имел должность старшего инженера и работал в отделе Королёва.
Осенью и зимой 1936-го под техническом руковоством Штернфельда состоялось несколько пусков крылатых ракет. Он оформил 3 авторских свидетельства на изобретения.
В сентябре 1936 получил советское гражданство. Родители Ари Абрамовича, как и большая семья его жены Густавы, остававшиеся в Польше, погибли в немецких концлагерях. Погиб и весь его архив.
Главный инженер РНИИ Г. Э. Лангемак перевёл монографию Штернфельда «Initiation a la Cosmonautique» на русский язык. В 1937-м «Введение в космонавтику» издается в Москве и получает в высшей степени положительную оценку крупнейших учёных. Книгу назвали энциклопедическим трудом, в котором суммированы все основные знания того времени по проблеме космического полёта. О своих исследованиях он публикует в 1937 г. в сборнике РНИИ «Ракетная техника» (выпуск 4) свои работы: «Некоторые вопросы расчета высотной ракеты с постоянной тягой» и «О некоторых особенностях высотной ракеты».
В конце 30-х годов многие сотрудники РНИИ были репрессированы: директор института И. Т. Клеймёнов и главный инженер Г. Э. Лангемак были расстреляны. С.П.Королёв, В.П.Глушко и многие другие оказались в тюрьмах и лагерях. Штернфельд репрессирован не был, но в июле 1937-го взял временный отпуск, чтобы заниматься проектом робота. С сентября 1937 по апрель 1938 работал в ЦНИИМАШ над разработкой своего проекта робота. В конце 1937-го в РНИИ был сокращен, а в апреле 1938 отчислен из ЦНИИМАШа. Он тщетно пытался найти работу. Обращался к директору ГАИШ академику Фесенкову В. Г., к тогдашнему президенту АН СССР В. Л. Комарову, академику С. И. Вавилову и многим другим. Безрезультатно. Тогда 16 мая 1939 г. Штернфельд обратился лично к И. В.Сталину с просьбой помочь продолжать свои работы в области космонавтики: «... После удаления меня из НИИ, где я занимался вопросами астронавтики, все мои усилия устроиться на работу в АН остаются безрезультатными. Я осмеливаюсь просить Вас помочь мне продолжить работу в области, в которой после кончины К.Э. Циолковского в Советском Союзе, по моим сведениям, никто не работает. Мне представляется поистине парадоксальным тот прискорбный факт, что одному из немногих специалистов в мире в данной области нет возможности нормально работать...». И тоже не получил ответа.
"Иностранца" просто боялись брать на работу. Да и не было никакой космонавтики в СССР после смерти Циолковского и Цандера, которые тоже, по сути, были самоучками вне государственной системы.
Все последующие годы Штернфельд пытался заинтересовать АН СССР изучением проблем космонавтики, но все его усилия были напрасны. Для него это было ужасной трагедией. Тогда он стал популяризатором космонавтики. Писал статьи, выступал по радио. 19 мая 1939 г. Центральное вещание передало в эфир беседу Штернфельда о космонавтике, в которой он ответил на вопросы слушателей. Вторая радиобеседа под названием «Проблема расщепления атомов и сверхскоростной транспорт» состоялась 2 года спустя.
В 1938 году в семье рождается дочь Майя, а в 1940 - Эльвира. В июле 1941 года Штернфельд подаёт заявление в военкомат с просьбой зачислить его в ряды Красной армии, но получает отказ. Вместе с женой и дочками он эвакуируется в Свердловск, а потом в город Серов, где работает преподавателем в металлургическом техникуме. Преподавал он физику, сопромат, черчение и детали машин, а жена Густава - немецкий язык.
Чтобы вернуться из эвакуации в Москву нужно было официальное ходатайство, но организации, готовой вызвать Штернфельда, не оказалось. За Штернфельда просил академик Отто Юльевич Шмидт. Но этого было недостаточно. Штернфельд пишет из Серова письмо М. И. Калинину (28 июня 1944) и получает соответствующее разрешение. В конце декабря 1944 года Штернфельд с семьёй возвращается в Москву и продолжает поиски работы. О тщетности его поисков говорят почти каждодневные записи в его дневнике. С 1944 по начало 50-х он непрерывно пристаёт к президенту АН СССР Вавилову, Бонч-Бруевичу и многим чиновником рангом поменьше с просьбами дать ему работу по космонавтике. А те уклоняются от встречи, а порой честно сообщают, что в СССР космонавтики нет, теория космонавтики СССР не нужна, АН СССР не собирается специально для единственного в стране энтузиаста заводить новую специальность, профессию, кафедру, переделывать штатную структуру. Рынин, Перельман, Рюмин - умерли. Немногочисленные друзья вроде тяжелобольного Ветчинкина сделать ничего не могли.
Единственным средством существования стали публикации и выступления. Его научно-популярные статьи и репортажи появляются во многих журналах и газетах. Он пытался заинтересовать космической тематикой техническую интеллегенцию. Он был одним из организаторов в 1954-м Секции астронавтики при Центральном аэроклубе им. Чкалова в Москве, возглавил научно-технический комитет по космической навигации. Штернфельд выступал с лекциями в Планетарии, Доме Литераторов, Политехническом музее, занимался реферированием статей на космические темы в Реферативном журнале.
В 1955 году, почти за год до запуска первого спутника, в Москве вышла книга Штернфельда «Искусственные спутники Земли». В 1958 году издательство военно-воздушных сил США опубликовало перевод этой книги. За 1957-1958 годы книга была издана 25 раз в 18 зарубежных странах. Он издает еще одну книгу - «От искусственных спутников к межпланетным полётам». В 1958 году в Нью-Йорке издан сборник «Советские работы по искусственным спутникам и межпланетным полётам» (Soviet Writings on Earth Satellites and Space Travel"). 140 из 230 страниц были заняты переводом трудов Штернфельда. Помимо книг, начиная с 1930 года, в иностранных и советских журналах напечатаны несколько сотен его научных, научно-популярных статей, комментариев и интервью. В те годы СССР не присоединился ещё к международной конвенции об авторских правах, и за многочисленные переводы своих трудов Штернфельд не получал ни копейки. Он продолжал жить в стесненных материальных условиях и испытывал глубокую неудовлетворенность от того, что его не допускают в научные коллективы, занимающиеся разработкой космических программ.
С начала 60-х годов деятельность Штернфельда в области космонавтики получает официальное признание и в Советском Союзе, и за рубежом. В 1961 году во Франции Штернфельд был избран Почетным членом Академии и Общества наук Лотарингии и доктором Honoris сausa Нансийского университета. В 1962 году он удостоился Международной премии Галабера по астронавтике вместе с первым космонавтом Ю.А.Гагариным. Получить премии он не смог - после 1937-го числился "невыездным". В 1965 году Академия наук СССР присудила ему ученую степень доктора наук Honoris causa - без защиты диссертации. В этом же году Ари Абрамовичу присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Но несмотря на признание его трудов, он не имел постоянного места работы и не мог получить пенсию, поскольку почти не состоял на государственной службе. Лишь вмешательство президента Академии наук СССР М.В.Келдыша решило "пенсионный" вопрос.
Умер 5 июля 1980 в Москве в возрасте 75 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлен памятник в виде открытой книги. В книге - "штернфельдовская" обходная траектория с предварительным удалением и латинское изречение, которое он любил повторять: "Per aspera ad astra" ("Сквозь тернии к звездам").
Всего им издано 146 работ. Его именем назван кратер на Луне. Его работы изданы на 36 языках в 39 странах.

В 1935-м зам. директора РНИИ Лангемак, сотрудники Дрязгов и Стеклов совместными усилиями уговорили Королева, чтобы он курировал работы по ракетопланам не только с жидкостными, но и с пороховыми двигателями. Ведущими инженерами назначили: по аппаратам на жидком топливе (проекты 06, 216, 212) - Eвгения Щетинкова; по аппаратам с пороховым двигателем (проект 217) - Михаила Дрязгова; по автоматизации управления - Сергея Пивоварова; по аэродинамической устойчивости - Бориса Раушенбаха.
Михаил Павлович Дрязгов родился в 1908-м в селе Обутково в Курганской области. В 1921 году, после подавления антибольшевистского мятежа, уехал к сестре Анне Дрязговой в Челябинск, а затем в 1924 году - она забрала его в Москву, где училась в Академии коммунистического воспитания. После окончания в 1928 году профтехшколы сельскохозяйственного машиностроения в Москве, Михаила направили работать механиком-трактористом в узбекском совхозе Пахта-Арал, где проявились его творческие способности конструктора, в 1930-м он смог поступить в МГУ.
С 1930 по 1935 годы он учится на механико-математическом факультете Московского государственного университета и, после его успешного окончания, остается в аспирантуре. Однако вскоре он был отчислен из аспирантуры в связи с арестом в Ленинграде в 1937 году его старшей сестры Анны Дрязговой - «за связь с врагом народа». НКВ-дешники заставляли Михаила Павловича отказаться от родной сестры. Но он, отсидев несколько месяцев в Московской тюрьме, выстоял.
Ещё будучи студентом МГУ, работал в лаборатории РНИИ в группе молодых учёных под руководством С.П.Королёва. После окончания университета Дрязгов работал в РНИИ, где в группе Королёва он был ведущим инженером по вопросам динамики и расчёта траекторий полёта крылатых пороховых ракет.
Во время Великой Отечественной войны, работая на Урале, Михаил Павлович изобретал образцы военной техники, в частности, необычный «керосиновый» пулемет, легко пробивавший 12-мм броню.
С 1941 года в течение 40 лет, работая на Московском заводе «Универсал», он создавал новейшие парашютные системы, применяемые для десантирования тяжелой техники, для космических модулей и многое другое. В 1952 году за создание новых образцов военной техники была присуждена Сталинская премия.
Автор около 90 изобретений, многих теоретических работ, нескольких научных, литературных и публицистических произведений. Умер в 2002-м.

Клейменов не принял предложение Королева по совершенствованию автоматического управления ракетами, и на совещании 17 января 1935 года указал на необходимость сократить работы по приборам автонаведения в связи с их дороговизной и недостатком средств. Королёв с ним поссорился и громко пытался отстаивать это мнение, в результате чего был понижен в должности и уволен из армии...
2 марта 1935 года Королёв на I Всесоюзной конференции по применению ракетных аппаратов для исследования стратосферы прочитал доклад «Крылатые ракеты и применение их для полета человека».

Параллельно с испытаниями РБТ-5 и 250-кг танковыми торпедами шла разработка более мощной системы такого рода. Летом 1935 г. НИО ВАММ вывел на полигон изделие массой 500 кг. Такая торпеда для упрощения производства основывалась на агрегатах серийных авиабомб соответствующего калибра.
Головная часть новой «ТТ» представляла собой корпус бомбы с зарядом и взрывателем. К нему крепился хвостовик, объединявший корпус двигателя и стабилизаторы. В ходе испытаний использовалась пусковая установка с желобом-направляющей, смонтированным с фиксированным углом возвышения. Габариты и масса торпеды позволяют предполагать, что она не предназначалась для использования на танках – в отличие от более легкого изделия.
Проект 500-кг торпеды не продвинулся дальше испытаний. По всей видимости, на его судьбе сказались неудачные результаты проверки РБТ-5 и его оружия. Изделие массой 500 кг могло показывать высокие боевые качества, но для их получения требовались особые усилия. Разработка целого ракетного комплекса под такое оружие оказалась нецелесообразной.



Изначально все эти "РС" предназначались для стрельбы химическими снарядами. Их можно было установить много и скрытно, используя всего лишь деревянную рогатину. Вверху - РС-132, внизу - РС-245



Вес снаряда - 18 кг, дальность - 5000 м, радиус освещения - 1000 м, время освещения - 60 секунд. 132 мм ракетный осветительный снаряд прошёл полигонные испытания. В 1935 году АУ заказало в промышленности опытно-валовую партию. На конец первой половины октября 1935 года заказ ещё не был выполнен.

Конструкция орудийной установки для стрельбы 132 мм ракетным снарядом с танка БТ-5. Были проведены заводские испытания пробного образца, давшие хорошие результаты. В 1935 году должны были быть закончены заводские испытания двухорудийной установки на том же танке.

Считалось, что ракетный двигатель на жидком топливе может быть установлен на автоматически управляемом аппарате, предназначенном для поражения крупных воздушных целей. Была создана модель, представляющая собой крылатую ракету-торпеду.



Вес снаряда - 120 кг, скорость - 320 м/с, дальность - 800 м, меткость 1/100 дистанции. В трубу этот снаряд из-за хвостовика, конечно, не входил, ое скользил поверх неё, по планке. Говорят, что снаряды были только химические

вернёмся на старт?

Статьи в журналах 1935 г.

  1. Полеты в стратосферу «В бой за технику» 1935 г. №1 в djvu — 1,27 Мб
  2. Заметки: разведка стратосферы, машина для дирижабля Циолковского «В бой за технику» 1935 г. №1 в djvu — 84 кб
  3. К.Меркульева. Я.И. Перельман и его «Занимательная наука» «Ёж» 1935 г. №1 в djvu — 390 кб
    Рассказ о "павильоне занимательной науки"
  4. Г.Ф.Вяхирева. Полет в стратосферу в Америке «Наука и жизнь» 1935 г. №1(3) в djvu — 433 кб
  5. О ракете Годдара «Самолет» 1935 г. №1 1 кб текста
  6. Как я сломал планер в воздухе «Самолет» 1935 г. №1, 4 6 кб текста + 30 кб графики
    Анохин
  7. Королёв. Летные характеристики планерлетов «Самолет» 1935 г. №1 27 кб текста + 222 кб графики
  8. Является ли Плутон границей Солнечной системы «Фронт науки и техники» 1935 г. №1 в djvu — 49 кб
  9. Проблема стратоплана «Самолет» 1935 г. №2 8 кб текста
  10. Ракетная лодка «Знание-сила» 1935 г. №2 1 кб текста + 19 кб графики
  11. Тоннель под Атлантическим океаном «В бой за технику» 1935 г. №3 в djvu — 583 кб
    транспорт в научной фантатике. Напомню — эта фантазия вызвала к жизни инженера Кондратюка/Шаргея
  12. Джеймс Джинс — "Движение миров" «Техника — молодёжи» 1935 г. №1 в djvu — 318 кб
    рецензия на книгу по астрономии. Но интересно — для мысленного передвижения используют воображаемую межпланетную ракету
  13. О разном «Наука и жизнь» 1935 г. №2(4) в djvu - 442 кб
    К.Е.Вейгелин. Мировой рекорд скорости (Анжелло - 682 км/ч)
    Д.Г. Перелёт Блерио через Ла-Манш 25 июля 1909 года
    К.Е.Вейгелин. Первый морской перелёт (150 лет перелёту через Ла-Манш)
  14. Б. Самолёт летит в стратосферу «Огонёк» 1935 г. №5(515) (15.03.1935) в djvu — 300 кб
    о рекорде Вилли Поста
  15. А.Кокин. Часы с надписью «Мурзилка» 1935 г. №3 в djvu - 957 кб
    У самолёта новая задача - гоняться за конокрадами
  16. А.Гольдберг. Карта с приключениями «Мурзилка» 1935 г. №3 в djvu - 563 кб
    На льдине (как боялись самолёта)
    Морское чудовище (не по теме, но интересно, про чудовище в озере Локнесс, которое признаётся выдумкой с подробностями. Но почему "морское"?)
    Одна над океаном (рекордный полёт Амелии Эрхардт)
  17. Человек-снаряд «Техника — молодёжи» 1935 г. №3 в djvu — 119 кб
    то же Человек-снаряд «Техника — молодёжи» 1935 г. №3 5 кб текста + 24 кб графики
    цирковая пушка
  18. Г.Фредерикс. Существует ли на планетах жизнь? «Техника — молодёжи» 1935 г. №3 в djvu — 516 кб
    то же Г.Фредерикс. Существует ли на планетах жизнь? «Техника — молодёжи» 1935 г. №3 9 кб текста + 229 кб графики
  19. К.Циолковский. Планер и ветер «Техника-молодёжи» 1935 г. №3 в djvu — 526 кб
  20. Метеорологическая ракета «Метеорология и гидрология» 1935 г. №3/4 2 кб текста
  21. Прыжок Джон-Транума «Огонёк» 1935 г. №10(520) (5.04.1935) в djvu — 29 кб
    то же Прыжок Джон-Транума «Огонёк» 1935 г. №10(520) (5.04.1935) 1 кб текста + 17 кб графики
  22. рисунок «Пионер» 1935 г. №8 (апрель) в djvu — 34 кб
    об истории инструментов — от палеолита. Рисуночек и упоминания, что доволюционировали до междупланетных путешествий
  23. Завоеватели воздуха (отрывок) «Костёр» (Ростов/д) 1935 г. №4 кб текста + 35 кб графики
  24. Я.И.Ларионов. Полёт американского стратостата «Дискаверер» 27 VII 1934. «Природа» 1935 г. №4 в djvu — 289 кб
  25. Ил.Джони. Одна над Тихим океаном «Смена» 1935 г. №4 в djvu - 241 кб
    Амелия Эрхарт
  26. В.Внуков. Лучи смерти «Техника — молодёжи» 1935 г. №4 в djvu — 549 кб
  27. В.Хозаров. Посланцы междупланетных пространств «Техника — молодёжи» 1935 г. №4 в djvu — 387 кб
    метеориты, Л.А.Кулик
  28. Шарозонд «Техника — молодёжи» 1935 г. №4 в djvu — 48 кб
  29. Генри Хоррис Рэсселл. Атмосферы планет «Природа» 1935 г. №5 в djvu - 655 кб
  30. С.Н.Вернов. Передача по радио из стратосферы сигналов космических лучей «Природа» 1935 г. №5 в djvu - 206 кб
  31. Планерлёты «В бой за технику» 1935 г. №5 в djvu — 985 кб
    в т.ч. С.Королёва
  32. Н.Каманин. Радио помогает побеждать Арктику «Радиофронт» 1935 г. №9/10 (май) в djvu — 65 кб
    Будущий начальник первых космонавтов в молодости
  33. С.Королёв, Е.Бурче. Ракета на войне «Техника — молодёжи» 1935 г. №5 в djvu — 981 кб
    то же С.Королёв, Е.Бурче. Ракета на войне «Техника — молодёжи» 1935 г. №5 21 кб текста + 67 кб графики
  34. Ответы на вопросы слушателей доклада Я. И. Перельмана "Межпланетные путешествия" «Техника — молодёжи» 1935 г. №5 в djvu — 48 кб
    то же Ответы на вопросы слушателей доклада Я. И. Перельмана "Межпланетные путешествия" «Техника — молодёжи» 1935 г. №5 4 кб текста
  35. М.Волькенштейн. Атмосфера гигантских планет «Наука и жизнь» 1935 г. №6(8) в djvu — 142 кб
  36. Перед новыми полётами в стратосферу «В бой за технику» 1935 г. №6 в djvu — 1,66 Мб
  37. Самолёт без крыльев «В бой за технику» 1935 г. №6 в djvu — 150 кб
    американский проект ракетного аппарата
  38. Конструктора XI слета «Самолет» 1935 г. №11 4 кб текста + 28 кб графики
    СК-9
  39. Человек на Луне «Ёж» 1935 г. №6 в djvu — 484 кб
    Сотрудник Вильсоновской обсерватории (США) делает рельефную карту Луны размером в 11 метров.
  40. Владислав Рыбушкин. О героизме и о лихачестве «Смена» 1935 г. №6 в djvu - 398 кб
    как погиб самолёт "Максим Горький"
  41. П.Феоктистов. Автомат летит в стратосферу «Техника — молодёжи» 1935 г. №6 в djvu — 286 кб
  42. Самолёт без руля и без крыльев «Техника — молодёжи» 1935 г. №6 в djvu — 78 кб
  43. Некролог Циолковского «Самолет» 1935 г. №13 15 кб текста
  44. Полёт стратостата "СССР-1-бис" «В бой за технику» 1935 г. №7 в djvu — 1,69 Мб
  45. Дирижабль будущего «В бой за технику» 1935 г. №7 в djvu — 1,00 Мб
  46. Изучение стратосферы «Знание-сила» 1935 г. №7 в djvu — 23 кб
  47. Л.Кассиль — о своих творческих приёмах «Смена» 1935 г. №7 в djvu — 20 кб
    отрывок из повести о Циолковском
  48. С.П. Королёв. Крылатые ракеты «Техника воздушного флота» 1935 г. №7 55 кб текста + 654 кб графики
  49. отрывок из статьи «Техника — молодёжи» 1935 г. №7/8 в djvu — 45 кб
    Маркони тоже занялся остановкой моторов на расстоянии посредством X-лучей! Причём в присутствии Муссолини
  50. А.Бравальский. Сталь и огонь «Техника — молодёжи» 1935 г. №7/8 в djvu — 102 кб
    то же А.Бравальский. Сталь и огонь «Техника — молодёжи» 1935 г. №7/8 4 кб текста
    отрывок из статьи — о реактивных снарядах
  51. Н.Фортиков. Путь в стратосферу «Техника — молодёжи» 1935 г. №7/8 в djvu — 0,98 Мб
  52. Советские стратонавты штурмуют заоблачные выси «Знание-сила» 1935 г. №8 в djvu — 158 кб
  53. стратостат СССР-1-бис «Знание-сила» 1935 г. №8 в djvu — 39 кб
  54. Л.Успенский. На чём летали в сказках «Ёж» 1935 г. №8 в djvu — 463 кб
  55. А.Гольдберг. Карта с приключениями в воздухе «Мурзилка» 1935 г. №8 в djvu - 1,22 Мб
    Шесть девушек
    Гайдтроп
    Первый прыжок
    Воздушный заяц
  56. Проблема развития реактивной авиации «Наука и жизнь» 1935 г. №8 21 кб текста + 243 кб графики
  57. Ракетный глиссер «Наука и жизнь» 1935 г. №8 2 кб текста + 34 кб графики
  58. И.Фортиков. Пути развития ракетной техники + ракета для ПВО «Наука и техника» 1935 г. №16 (август) 10 кб текста + 428 кб графики
  59. Авария американского стратостата «Огонёк» 1935 г. №25(535) (5.09.1935) в djvu — 181 кб
  60. На ракетах в стратосферу «В бой за технику» 1935 г. №9 в djvu — 1,86 Мб
    Обратите внимание на сообщение из Германии: "Ракета-снаряд, запущенная под руководством полковника Гессельбаха упала в Швеции в 300 км от пуска". Словно весточка из будущего — в Германии не было не только таких ракет, но и мысли такие имелись весьма у немногих.
  61. Ракетный мотор для лодки «В бой за технику» 1935 г. №9 в djvu — 110 кб
    США
  62. И.С.Астопович. Новые исследования падения большого сибирского метеорита 30 VI 1908 г. «Природа» 1935 г. №9 в djvu - 128 кб
  63. Я.Перельман. Памяти К.Э.Циолковского «Природа» 1935 г. №9 в djvu — 167 кб
  64. К.Э.Циолковский «Наука и техника» 1935 г. №19 (октябрь) 11 кб текста + 39 кб графики
    Некролог Циолковского
  65. Лев Никулин. Мастер высотных полётов «Огонёк» 1935 г. №28(538) (10.10.1935) в djvu — 392 кб
    Томас Павлович (Паавович) Сузи — великий авиаиспытатель. Вовсе не иностранец, как можно было бы подумать. Ингерманландец, т.е. "невский финн". Один из первых в СССР начал штурмовать стратосферу. В открытой кабине без кислорода взлетал на 8000 метров. Не раз терял сознание. 5 сентября 1939 года погиб во время испытания истребителя И-180-2. Обстоятельства аварии неясны. Либо взорвался масляный радиатор, ослепив лётчика кипящим маслом, либо в очередной раз потерял сознание. Хотя летел он уже с кислородом, но эти приборы были ненадёжные.
  66. Лев Длигач. Памяти К.Э.Циолковского (стихи) «Огонёк» 1935 г. №28(538) (10.10.1935) в djvu — 72 кб
    то же Лев Длигач. Памяти К.Э.Циолковского (стихи) «Огонёк» 1935 г. №28(538) (10.10.1935) 2 кб текста + 39 кб графики
  67. Прыжок за кусок хлеба «Огонёк» 1935 г. №28(538) (10.10.1935) в djvu — 252 кб
    Воспоминания Лолы Шрётер, установившей несколько мировых рекордов по парашютизму и планеризму.
  68. К.Э.Циолковский. Будущее советской авиации «В бой за технику» 1935 г. №10 в djvu — 248 кб
  69. Творческий путь «В бой за технику» 1935 г. №10 в djvu — 1,12 Мб
    о Циолковском
  70. Исследование космических лучей в стратосфере «В бой за технику» 1935 г. №10 в djvu — 1,54 Мб
  71. [рассказ о книге] «Мурзилка» 1935 г. №10 в djvu - 61 кб
    Л.Кассиля "Стратостат"
  72. Я.Ларионов. Авария американского стратостата "Explorer II" «Природа» 1935 г. №10 в djvu — 31 кб
  73. Первый парашютист «Смена» 1935 г. №10 в djvu - 73 кб
    Гарнерен, 22.10.1797
  74. О.Дрожжин. Полёты на Луну «Пионер» 1935 г. №20 (октябрь) в djvu — 360 кб
    кроме одной статьи Льва Кассиля журнал никогда не вспоминал Циолковского. И вот он умер. И становится знаменитым
  75. Наши ракеты «Пионер» 1935 г. №20 (октябрь) в djvu — 76 кб
    читатель вспоминает, как Циолковский выступал в 1932 году в их пионерлагере
  76. Борис Житков. Есть ли жизнь на Марсе? «Пионер» 1935 г. №21 (ноябрь) в djvu — 76 кб
    писатель отвечает на вопрос читателя
  77. Дирижабль Циолковского «В бой за технику» 1935 г. №11 в djvu — 36 кб
  78. А.Родных. „Москва — Луна, Калуга — Марс" «Вестник знания» 1935 г. №11 22 кб текста + 45 кб графики
  79. К.Э.Циолковский «Ёж» 1935 г. №11 в djvu — 373 кб
    Циолковский умер, но дело его живёт!
  80. Первый звездоплаватель «Знание-сила» 1935 г. №11 6 кб текста + 40 кб графики
  81. Некролог Циолковского «Наука и жизнь» 1935 г. №11 в djvu — 351 кб
    то же Некролог Циолковского «Наука и жизнь» 1935 г. №11 11 кб текста + 45 кб графики
  82. Рецензия на книгу Циолковского "На Луне" «Наука и жизнь» 1935 г. №11 в djvu — 263 кб
  83. Б.Воробьёв. Цельно-металлические дирижабли «Техника — молодёжи» 1935 г. №11 в djvu — 1,15 Мб
    в том числе и о работах Циолковского
  84. И.Меркулов. Константин Эдуардович Циолковский «Техника — молодёжи» 1935 г. №11 в djvu — 741 кб
    то же И.Меркулов. Константин Эдуардович Циолковский «Техника — молодёжи» 1935 г. №11 20 кб текста + 110 кб графики
  85. Циолковский. Черты моей жизни «Молодая Гвардия» 1935 г. №11 88 кб текста + 86 кб графики
    автобиография
  86. Полёт американскоо стратостата "Эксплорер-2" «В бой за технику» 1935 г. №12 в djvu — 909 кб
  87. В стратосфере над Москвой «Огонёк» 1935 г. №33(543) (30.11.1935) в djvu — 191 кб
    Владимир Константинович Коккинаки, понтийский грек, которому принадлежит 22 официальных мировых рекорда. Но мне более интересен неофициальный рекорд — 21 ноября 1935 года на самолёте И-15 он достиг высоты 14 575 метров. Самолёт был фантастически облегчён — топлива только на взлёт, из приборов — только альтиметр, сидел лётчик на дощечке, даже ручка управления была деревянной, кабина негерметична. Но СССР ещё не был членом ФАИ и рекорд не засчитали. А через полгода начались и официальные рекорды. Жаль незасчитанного рекорда, при минус 60, добытого такими трудами...
  88. не забудьте подписаться на 1936 год «Техника — молодёжи» 1935 г. №12 в djvu — 168 кб
    реклама. Рисунок космической ракеты Валье
  89. Мих.Долгополов. "Космический рейс" «Смена» 1935 г. №12 в djvu — 361 кб
    о фильме
  90. В.А.Давыдов. Пути развития авиации и реактивное движение Сборник "Реактивное движение" ОНТИ, Ленинград — Москва 1935 г. в djvu — 2,25 Мб
    Сканировал Юрий Дружинин
Статьи в журналах 1936 - 1938 гг.

Статьи в журналах 1933 - 1934 гг.