В 1935-м была разработана теория ракетной авиационной бомбы и испытания опытных образцов таких бомб весом в 25 кг бомбометанием с самолёта Р-5. И испытание опытных образцов ракетных бомб этого типа, но весом до 1000 кг должна была производиться в 1936-м. А вот производились ли - неизвестно. Смысл оснащения падающей бомбы РД - она проникает в грунт намного глубже, уничтожая укрепления и точность попадания может быть выше. Стрелок лучше видит цель, если самолёт пролетает почти над ней.
В 1936-м в Севастополе успешно прошла полигонные испытания 203-мм ракетная авиабомба с дополнительной скоростью и на неё был выдан опытно-валовый заказ заводу №78 для проведения войсковых испытаний. Помимо указанного, специалисты Института разработали ракетную часть 254 и 305 мм ракетных авиабомб, опытные образцы которых подлежали испытанию в первой половине 1938-го. Образцы были расчитаны на пробивание брони до 170 мм, а в перспективе имелась возможность довести бронепробиваемость ракетной авиабомбы до толщины, равной калибру бомбы.
РНИИ в 1935-м стараниями Клеймёнова всякие опыы ракет с ЖРД были сведены к нулю, а остатки работ ГИРД были фактически выброшены. Но группа энтузиастов штурма стратосферы с помощью ракет осталась. Они выпросили эти остатки и начали создавать ракету на общественных началах в нерабочее время. 5000 рублей выделила на работы «АвиаВНИТО» (Авиационное Всесоюзное научное инженерно-техническое общество) - ячейка энтузиастов, спонсируемых наркоматом гражданской авиации. Команда планировала поднять приборы на высоту 10,4 км.
Для ракеты были использованы: а) двигатель 12к конструкции Л. С. Душкина с тягой 300 кг и продолжительностью работы 60 сек, работавший на жидком кислороде и 96%-ном спирте; б) ракета 05 ГИРДа, сконструированная М. К. Тихонравовым, построенная осенью 1933 г. под двигатель ГДЛ ОРМ-50, но не использованная.
Стабилизаторы ракеты 05 были заменены на стабилизаторы ракеты РНИИ конструкции Зуева. Крылья этих стабилизаторов были профилированные, пустотелые.
Ракета весила 100 кг, из которых 32 кг приходилось на топливо. Двигатель «12к» конструкции Леонида Душкина (жидкий кислород/спирт) развивал удельную тягу 205—207 кг. (самый мощный спиртовой ЖРД в СССР в то время). Вес РД - 15 кг.
По расчету при первом пуске ракета должна была подняться на высоту 3800 м. В головной части ракеты размещался парашют весом 8 кг, а в самой ракете был установлен прибор конструкции С. А. Пивоварова для замера высоты подъема, представлявший собой упрощенный барограф.
Первый пуск ракеты Авиавнито был осуществлен 6 апреля 1936 года на полигоне, с пускового станка, сделанного для ракеты 07 ГИРДа конструкции М. К. Тихонравова. У станка специально были удлинены направляющие. Ракета поднялась на высоту только около 500 метров, после чего успешно опустилась на Землю на парашюте.
Тихонравов, бывший на испытании главным, остался недоволен результатом, отметив запоздание зажигания двигателя и необходимость в дальнейшей регулировке механизмов подачи топлива.
При следующем пуске, намеченном на 2 августа 1937 года, использовалась деревянная мачта высотой 48 метров с направляющей планкой. При пуске не сработал манометр максимального давления в баках, вследствие чего пуск пришлось отменить. 15 августа 1937 г. при повторном запуске ракета успешно поднялась. При падении после раскрытия парашюта произошёл обрыв его крепления, и ракета разбилась. Найденный уцелевший прибор записи высоты показал значение высоты в 2400 м. Эта высота соответствовала высоте раскрытия парашюта, а визуальные наблюдения показали, что ракета поднялась выше точки раскрытия парашюта. Таким образом, были основания считать, что ракета достигла высоты большей 3000 м.
Стартовая масса ракеты составила 97 кг (из них масса топлива — 32,6 кг, масса полезного груза — 10 кг); длина ракеты 3,225 м, диаметр 0,3 м, размах стабилизатора 1 м. Тяга двигателя 2942 Н, время работы 21 с.
Важно отметить, что это была попытка создать мирную геофизическую ракету во времена, когда все создавали военные.
Михаил Клавдиевич Тихонравов родился в 1900-м во Владимире. Отец Клавдий Михайлович, почётный гражданин города Владимира, юрист. Мать Александра Николаевна закончила Санкт-Петербургские высшие Бестужевские курсы.
Когда Михаилу было полтора года, его родители переехали в Санкт-Петербург, где он окончил 3-ю классическую гимназию. В девятилетнем возрасте, побывав на авиационном представлении, на всю жизнь заболел небом, начал запоем читать книги по теории воздухоплавания. В совершенстве владел латынью и читал в подлиннике античных авторов, знал французский язык.
В 1919 году служил в РККА. В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). В учебных мастерских института вместе с известным впоследствии авиационным инженером-конструктором Вахмистровым Владимиром Сергеевичем спроектировал и построил планер, названный «Змеем Горынычем», он представлял советский планеризм на международных соревнованиях в Германии в 1925 году, показав превосходные результаты: поднялся на высоту 265 метров и пролетел 11 километров. Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров. Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе.
В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.
С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для РСЗО. В 1940—1943 гг. возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) опытный истребитель-перехватчик «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.
Тихонравов вполне оправдывал свою фамилию, в лидеры не рвался. Оттого уцелел в период репрессий. После войны он он оказался одним из главных сторонников развития космонавтики, когда все лихорадочно создавали ракеты военные. Но это другая история
Леонид Степанович Душкин родился в 1910-м в посёлке Спирово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В 1931-м окончил Тверской педагогический институт. После окончания краткосрочной аспирантуры НИИ математики и механики при МГУ, в октябре 1932 года Леонид Душкин был приглашён Фридрихом Цандером в ГИРД, где работал научным сотрудником и помощником Цандера по расчетно-теоретическим вопросам.
В своей опубликованной работе «Основные положения общей теории реактивного движения» исследовал вопросы принципиальной осуществимости космического полёта в будущем. Первой практической работой Леонида было участие в испытаниях ЖРД ОР-1, сконструированного Цандером для его ракеты ГИРД-X. После смерти Цандера создал новый спирто-кислородный двигатель ОР-10, с которым 25 ноября 1933 года был осуществлён первый успешный пуск первой отечественной ракеты ГИРД-Х с ЖРД. В период с 1932 по 1960 годы под руководством Л. Душкина были созданы более двадцати оригинальных конструкций ЖРД и комбинированных реактивных двигателей. В т.ч. РДА-1-150, установленный на ракетопланере РП-318-1 в 1940 году и Д-1-А-1100 на ракетном самолёте БИ в 1942 году.
Двигатель Д-1-А-1100 был самым мощным советским жидко-реактивным двигателем, разработанным в предвоенный период. Он имел номинальную тягу 1100 кгс, давление в камере сгорания 19 ат, удельный импульс 200 с, массу 48 кг и работал на азотной кислоте и керосине. Двигатель имел дроссельную систему, обеспечивающую пусковой режим и позволяющую изменять тягу в диапазоне 400-1100 кгс.
Испытания ракетного самолета БИ проводились после эвакуации института в Свердловск. После гибели летчика Г.Я. Бахчиванджи Государственная комиссия отстранила Душкина от работ по двигателю, разработка которого была продолжена коллективом Алексея Исаева. Гораздо позже выяснилось, что двигатель Душкина не имел никакого отношения к катастрофе самолета БИ. После возвращения коллектива НИИ-3 из эвакуации в Москву, Душкин приступил к разработке двигателя для ракетного самолета 302П главного конструктора Андрея Костикова. Разработка не удалась. В 1944 г. был образован НИИ-1 НКАП, в этом же году создано ОКБ-1 при НИИ-1 НКАП, которое возглавил Душкин. Там велись разработки ЖРД для истребителей Е-55, МИГ-19 и ЯК-28В главных конструкторов Микояна и Яковлева. Наиболее отработанным двигателем этого периода был вспомогательный форсажный ЖРД С-155 для самолета Е-55. В 1947 г. было образовано самостоятельное ОКБ-1 МАП, главным конструктором которого стал Душкин. С 1957 по 1959 г. ОКБ-1 Душкина находилось в составе ОКБ авиаконструктора Архипа Люльки. С 1964 по 1967 г. в ОКБ разрабатывались ЖРД для космических ракет-носителей. В 1967 г. ОКБ-1 МАП утратило самостоятельность и вошло в состав ОКБ-670 МАП, возглавляемое Михаилом Бондарюком. На базе объединенного ОКБ-670 было образовано МКБ «Красная звезда» МАП. Коллектив Душкина продолжал работать у Бондарюка до 1972 г. Душкин перешел на преподавательскую работу в Московский авиационный институт. С 1955 года занимал должность профессора кафедры теории двигателей.
Умер 4 апреля 1990 года.
Работы по крылатым ракетам производились под руководством С. П. Королева. Ведущими инженерами работали: по пороховым ракетам - инженер М. П. Дрязгов, по жидкостным ракетам - инженер Е. С. Щетинков, по автоматике - инженер С. А. Пивоваров, по устойчивости - инженер Б. В. Раушенбах.
Разработка крылатых ракет на порохе - объект 217 - производилась по заказу и тактико-техническим требованиям Центральной лаборатории проводной связи. Работы были согласованы с ВВС и Управлением связи Красной Армии.
Ракеты 217 предназначались для поражения с земли движущихся воздушных целей, причем стабилизация и управление в полете, а также приведение в действие взрывателей должно было осуществляться телемеханическими приборами, при полете ракет по световому лучу от прожектора, освещающего цель.
В целом работа носила чисто экспериментальный характер и распределялась следующим образом: ракеты разрабатывались и испытывались в полете без телемеханических приборов НИИ, а вся телемеханическая часть и соответствующие летные испытания осуществлялись Институтом телемеханики.
Для разрешения поставленной задачи ракеты 217 были выполнены в двух вариантах.
Первый вариант 217/1 представлял собой ракету по нормальной самолетной схеме. Корпус ракеты имел цилиндрическую форму с обтекаемой носовой частью и слегка коническим отсеком на хвосте. Крыло свободно-несущего типа имело нижнее расположение. Хвостовое оперение состояло из стабилизатора, рулей высоты, киля и руля направления.
В центральной части корпуса была расположена камера порохового ракетного двигателя типа, применяемого на современных ракетных снарядах.
Носовой отсек предназначался для размещения телемеханических приборов, а в головной части - для взрывчатого вещества. Запуск ракеты предусматривался со специального пускового станка, позволяющего делать грубую наводку на цель.
Использование ракет 217 на планировании не предполагалось, и по ТТТ рабочая дальность принималась равной 3-5 км.
Щетинков родился в 1907-м в Вязьме, в семье железнодорожного машиниста. В 1924-м окончил школу в Минске, затем работал учеником столяра, в 1926-м поступил в МВТУ, в 1930-м закончил МАИ. Работал старшим инженером на авиационном заводе №3 НКАП в отделе прочности Центрального аэрогидродинамического института. Королёв соблазнил его работой в ГИРДе. В 1932-1933-м работал старшим инженером ГИРДа; в 1934 году становится Начальником бригады и отдела крылатых ракет РНИИ. Под руководством Королева Щетинков участвовал в создании всех первых ракетопланов (от РП-1 до РП-3). В 1934-1936 годах самостоятельно разработал и испытал в полете крылатую ракету «216». Он же создан и испытал крылатую ракету «217» с РПД на твёрдом топливе. В 1936-1937 гг. вместе с Королёвым разработал проект реактивного истребителя-перехватчика. На базе этого истребителя с ЖРД («объект 218») был создан первый в СССР ракетоплан РП-318-1. С 1938 года Щетинков начал заниматься ПВРД. В 1941 году за работы в области течений больших скоростей получил степень кандидата технических наук. В 1942 году он был вместе с другими сотрудниками НИИ-3 эвакуирован Билимбай, где работал в ЦКБ завода №293 и возглавил обширную программу научно-исследовательских работ по аэродинамике и камерам сгорания воздушно-реактивных двигателей. В 1944 году на базе НИИ-3 и этого завода был образован НИИ-1. Вернувшись из эвакуации, Щетинков проработал в нём почти 25 лет. В 1945-1948 годах он читал лекции в МАИ, вел первый в СССР курс по прямоточным воздушно-реактивным двигателям.
1952-1964 - заведующий кафедрой Московского Физико-технического института. В 1957-м выдвинул и обосновал идею создания ГПВРД. В 1960-х руководил созданием воздушно-реактивных двигателей для первого межконтинентального сверхзвукового летательного аппарата - КР «Буря». В 1968 году вернулся в ЦАГИ и стал начальником отдела.
Щетинков был одним из немногих сотрудников РНИИ, принципиально отказавшихся свидетельствовать против Королева в период репрессий 37-го года. После развода Королева, Щетинков в 1952 году женился на Ксении Максимилиановне Винцентини и удочерил Наталию Королёву. Умер в 1976-м
Второй вариант ракеты - 217/II - принципиально отличается от первого и от общепринятых самолетных схем.
Ввиду специфических условий и особенностей, заключающихся в том, что, преследуя подвижную цель, ракета должна была быть весьма маневренной и быстро отклоняться от траектории установившегося движения в любую сторону, возникла мысль о схеме ракеты, симметричной в аэродинамическом отношении относительно продольной оси.
Второй вариант 217/II представлял собой четырехкрылую бесхвостую ракету с малым удлинением и симметричным расположением и профилем крыльев. Корпус и размещение в нем порохового двигателя и отсеков для телемеханики и боевого груза аналогичны I варианту. Рули были расположены на конце каждого крыла и соединены специальной системой управления.
6 октября 1936 под Москвой проведены пуски двух пороховых ракет, разработанных в РНИИ. Ракета Р-217-1 нормально стартовала, но пролетев один километр клюнула носом и упала на землю. Вторая ракета взорвалась на старте.
Ракету ТР-2 и двигатель к ней построили в 1936–37 гг. в мастерских НИИ Гражданского воздушного флота на средства института, но не испытывали даже на стенде. Двигатель ракеты был из дюраля, с охлаждением водой, которая затем поступала в камеру сгорания. Топливом служила нефть, окислителем — жидкий кислород. Добавление воды снижало температуру в камере сгорания, но почти не влияло на тягу. Из-за воды топливо назвали трехкомпонентным. В ракете был предусмотрен парашют (с пороховым вышибным зарядом) для того, чтобы обеспечить сохранность регистрирующих научных приборов.
Нистратов родился в 1910-м. В 1931-м начал работу в ГИРД. Был слушателем курсов ГИРД. Затем работал в НИИ гражданского воздушного флота. Он сумел добиться открытия темы по разработке первой метеорологической ракеты. Двигатель для неё разрабатывался на жидкостном топливе. Нистратову на разработку новой ракеты выделили мизерные средства, всего 500 рублей. Работа двигалась в основном за счёт энтузиазма её создателя. Называлась ракета ТР-2 и должна была служить метеорологическим целям. Тема была закрыта. Затем Алексей Федорович активно работал над созданием ракеты РВ-3, которая делалась группой энтузиастов, работавших на общественных началах. Руководил группой Игорь Меркулов (ракета с ПВРД). Она успешно стартовала в 1939 году.
Нистратов участвовал в редактировании сборников статей «Реактивное движение» №2 в 1936 году и №3 в 1938-м. Это были последние открытые публикации по ракетной тематике перед войной
В конце 1930-х годов Советское правительство закупило в США большую партию станков. Первые поставки оказались низкого качества и не позволяли обрабатывать детали с большой точностью. Было решено сформировать несколько бригад специалистов для приёмки станков непосредственно на заводах-производителях.
В одну из таких бригад был включён беспартийный Алексей Нистратов. Бригада в 1939 году через Европу поехала в США. Работали на заводах в Чикаго.
После войны Алексей Фёдорович стал станкостроителем. Защитил кандидатскую диссертацию. Работал начальником отделов в ЦБКМ, ВНИИМетмаше и ЦНИИТМаше. Преподавал. Много печатался в научных журналах: «Авиация и космонавтика», «Крылья родины», «Вестник машиностроения», «Стандартизация».
Весной 1935 г. в РНИИ возник конфликт, обусловленный различными взглядами на перспективы разработки ракетопланов (идеи Королева), баллистических ракет с ЖРД (Глушко) и ТРД. В результате объём работ по ЖРД сократили, Королёва понизили в должности с зам. начальника НИИ до ведущего инженера, Глушко из руководителя группы превратился в рядового инженера.
Зам. наркома обороны, начальник вооружений РККА М. Н. Тухачевский своим приказом от 8 августа 1935 г. учредил КБ №7, которое должно было заниматься только ракетами с ЖРД. В ведомственном отношении оно подчинялось ГАУ Наркомата обороны.
Сотрудниками КБ стали две группы людей:
1) ряд членов бывшей бригады №1 МосГИРД — конструкторы Л. С. Душкин и Э. П. Шептицкий, руководитель аэродинамической группы П. И. Иванов, механики М. Г. Воробьев и А. С. Раецкий, некоторые другие специалисты.
2) члены Реактивной группы ОСОВИАХИМ — В. А. Сытин, И. А. Меркулов, Н. Н. Краснухин, К. К. Федоров, Нуждин, Оганесов, Радюкин. Начальником КБ назначили Леонида Корнеева, его заместителем и главным инженером — Александра Полярного.
КБ №7 разместилось в подвале московского планетария, потом его перевели на испытательную станцию на полигоне в Нахабино. Эту станцию спроектировали в Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева и построили за 6 месяцев. Она имела мастерскую для сборки ракет, железобетонную башню для огневых испытаний двигателей, отдельное помещение (пультовую комнату) с приборами управления, измерения и контроля, электротехническую и керамическую лаборатории (с 1937 г.); баки с компонентами топлива, баллоны со сжатым воздухом и компрессор; подсобные помещения. Для подготовки ракет к пуску и его осуществления предназначались передвижная мастерская на автомашине и передвижной пульт на автоприцепе.
Научно-исследовательские институты и кафедры московских ВУЗов изготовили ряд приборов. Испытания на стенде удалось начать со второй половины 1936 г.
Александр Иванович Полярный родился в 1902-м в крестьянской семье. В 1927 году окончил инженерный факультет Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1931-м, работая в НИИ Гражданского воздушного флота, проектировал пороховую метеорологическую ракету с высотой подъёма 6 км. Реализовать эту конструкцию не удалось в связи с переходом в Институт авиационного моторостроения (ИАМ), в группу Ф. А. Цандера.
В конце 1931 г. участвовал в организационном собрании Центральной группы изучения реактивного движения (ЦГИРД) и встретился с Цандером; который привлёк его к работе в ИАМе. Под руководством Цандера занимался термодинамическими расчетами ракетного двигателя, выполнял отдельные конструкторские работы и проводил эксперименты с двигателем ОР-1. В апреле 1932 г. группа, переименованная в бригаду №1, переехала в помещение ГИРДа. Одним из направлений работ бригады Цандера было создание ракетного двигателя ОР-2 на жидком кислороде для ракетоплана РП-1. Другим направлением работы бригады было создание ракеты на жидком кислороде, получившей обозначение ГИРД-Х. Полярному приходилось вести расчетные, конструкторские и экспериментальные работы по двигателю ОР-2 и ракете ГИРД-Х.
Вскоре после смерти Цандера начальником бригады был назначен Л. К. Корнеев. В 1934-м ГИРД и ГДЛ вошли в состав Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). В 1934-м Корнеевым, Полярным и Душкиным независимо от РНИИ, был разработан эскизный проект ракеты КПД-1 на жидком кислороде и этиловом спирте. Из-за отсутствия средств реализовать эту ракету не удалось.
В 1935-м Полярный - главный инженер КБ-7. В 1937-м Корнеева арестовали, КБ-7 присоединили к НИИ-3, Александр Иванович продолжил работы по ракетной технике практически рядовым инженером. В октябре 1941-го был эвакуирован с женой и двумя детьми в Свердловск, где продолжал исследования до марта 1943-го, после чего вернулся в Москву.
В 1950-м директор института М. В. Келдыш назначил А. И. Полярного руководителем группы по разработке «изделия большой мощности» для генерального конструктора С. П. Королёва. При защите проекта в 1951-м получил хорошую оценку Государственной комиссии.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 марта 1952 года Полярный назначен заместителем главного конструктора НИИ-1 МАП.
В конце 1963-го Александр Иванович ушёл на пенсию.
В 1966 году Полярного пригласили в НИХТИ на должность руководителя группы.
Умер в 1991-м. Похоронен в городе Лобня.
Корнеев и Полярный с помощниками занялись доводкой ракет Р-03 и Р-06 до летных испытаний. Рещили создать боевые баллистические ракет тактического уровня. При этом они были похожи, но Р-06 считалась ракетой Полярного, а Р-03 - Корнеева. С 11 апреля 1937 по январь 1938 гг. группа запустила под разными углами к горизонту 10 ракет Р-03. Максимальная дальность составила около 6 км. Что совершенно не устроило военных.
Яков Матвеевич Терентьев родился в 1897-м в Казани в семье бедного крестьянина-батрака. Занимался самообразованием, в 1913 году экстерном окончил высшее начальное училище. В 1915-1917 годах - участник первой мировой войны, получил офицерское звание. В 1917-м подпоручик Терентьев стал выбранным командиром роты 32-го Сибирского стрелкового полка. В 1918 году добровольно вступил в Красную Армию. Участвовал в гражданской и борьбе с бандитизмом в Вятской губернии, на Урале, Ново-Николаевской губернии, Ойротской автономной области в качестве командующего частями особого назначения. Служил в должности заместителя начальника строевого отдела Сибирского военного округа. С 1919-го член партии большевиков. Поступил в Москве на военно-академический факультет Института народного хозяйства имени Плеханова в 1926 году. Вуз окончил в 1930 году в звании военного инженера 1 ранга. В начале 1932-го при начальнике вооружений РККА М.Н. Тухачевском, в системе его Технического штаба был создан специальный сектор по руководству большим количеством образовавшихся особых конструкторских бюро, экспериментальных баз, полигонов. Начальником сектора назначили Терентьева. Летом 1932-го в Управление военных изобретений РККА, в котором работал Терентьев, пришли Королев и Корнеев. Они попросили через Терентьева помощи у наркомата военных и морских дел СССР. Потом Терентьев приехал в подвал ГИРД на Садово-Спасской и сделал ГИРД военной организацией.
Он и предложил Тухачевскому объединить ГДЛ и ГИРД. Терентьев подготовил служебную записку на имя М.Н. Тухачевского и в ЦК ВКПб с предложением создать на базе ГДЛ и ГИРД Реактивный научно-исследовательский институт.
Первая жена Якова Терентьева погибла от туберкулеза, оставив дочь. Терентьев женился на вторично, Александра Урвичева работала в отделе кадров газеты "Известия". У них было трое детей, с "революционными" именами - Спартак, Ким (коммунистический интернационал молодёжи) и Роза (в честь Розы Люксембург), жили на Плющихе. Терентьев после ареста сам потребовал от жены, чтобы она с ним развелась, ни в какой благоприятный исход не верил. После освобождения через 10 лет, на Чукотке женился на Анфисе Никитичне Шарыповой. Спартак погиб на фронте, Ким в 16 лет убежал на фронт и пропал без вести.
В 1938-м Якова Матвеевича арестовали и больше двух лет он содержался в Таганской и Бутырской тюрьмах, а в 1941 году "за участие в антисоветском военном заговоре" Особым совещанием НКВД СССР был осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Лагерь находился на берегу Чаунской губы (Чукотка), прииск "Красноармейский". Основная работа заключалась в снятии верхнего слоя почвы - "торфа" и добыче каситерита - оловянной руды. После освобождения из лагеря в 1946-м, Терентьев работал начальником буро-взрывных работ и старшим инженером Чаун-Чукотского горно-промышленного управления и Геолого-разведочного управления до 1953 года. В 1955-м Терентьев получил реабилитацию. Его восстановили в партии и в звании генерал-майора. Они с женой переехали в Ульяновку, под Ленинградом. 11 августа 1965 г. к нему в гости неожиданно нагрянул Королёв. Привёз глобус Луны. Пили водку, вспоминали свои лагеря. Скончался Терентьев в 1983 году.
А вот про Корнеева я знаю ещё меньше. Он тоже был арестован и получил 10 лет.
С 1936 г. в КБ-7 пытались усовершенствовать ракетный двигатель, улучшить топливо и обеспечить устойчивость ракет на траектории полета. Для решения проблемы устойчивости в полете была создана ракета 04, вращающаяся в полете вокруг своей оси. Её длина 110 см, диаметр 16 см, тяга двигателя 45 кг. Подачу компонентов топлива обеспечивало давление паров кислорода. Перед стартом ракету вращением пускового станка раскручивали до 2000 оборотов минуту. А установленные в её носовой части четыре пороховые шашки должны были вращать ракету в полете. Но работа не продвинулась дальше стенда.
Ракета Р-06 Полярного была, вероятно, увеличенной копией его метеоракеты, не доведённой до испытаний в НИИ Гражданского воздушного флота. Он заменил пусковую арматуру и применил двухступенчатое включение двигателя вместо одноступенчатого. С 25 июля 1937 по февраль 1938 г. были запущены 9 ракет Р-06. Максимальная дальность ракеты Р-06 составила около 5 км.
Приказом Наркома обороны от 11 сентября 1939 г. КБ-7 передали из подчинения ГАУ Наркомата обороны в подчинение РНИИ Наркомата боеприпасов — якобы «в целях ликвидации параллелизма в работе».
Уже там создавали ракету Р-07м. На этой ракете попробовали обеспечить устойчивость в полете путем сообщения ей большой скорости при вылете с пускового станка. Шесть пусков Р-07м по вертикали показали, что при скорости взлета не менее 40–50 м/сек и наличии оперения (стабилизаторов) ракета показывает удовлетворительную устойчивость в полете.
В 1938 году создали ракету АНИР-5. Она представляла собой Р-06, в которой по предложению П. И. Иванова смонтировали гироскоп, жестко связанный с корпусом, и изменили геометрию стабилизаторов. Перед стартом гироскоп раскручивали мотором до 19 тысяч оборотов в минуту. Скорость вращения гироскопа падала до 4500 оборотов только через 7 минут, но ракеты так долго не летали.
Для проверки устойчивости АНИР-5 в вертикальном полете летом 1938 г. изготовили 6 экземпляров ракеты. Они были невелики, по 12 кг. Летные испытания показали, что гироскоп, жестко связанный с корпусом ракеты, обеспечивает приемлемую устойчивость в полете. Однако расчеты показали, что при увеличении размеров и массы ракеты такой способ становится менее экономичным, чем в проекте ракеты АНИР-6, у которой гироскоп имел привод на рули. Планировалась продувка модели АНИР-6 в аэродинамической трубе ЦАГИ, однако проект закрыли раньше, чем построили модель.
Ракета Р-05 проектировалась по заказу Геофизического института АН СССР. Весной 1934-го в Ленинграде прошла всесоюзная конференция по изучению стратосферы, на которой были высказаны соображения о возможности исследований стратосферы с помощью ракет. По инициативе О. Ю. Шмидта и геофизического института Академии наук СССР поступил заказ на разработку ракеты с высотой подъёма до 50 км. По проекту, который завершили к концу 1937 г. Полярный и Иванов, ракета должна была нести целый комплекс научных приборов: автоматический фотоаппарат, два барометра, термометр, манометр, радиопередатчик и разные дамчики. Длина 225 см, диаметр 20 см, стартовый вес с ускорителями 60,5 кг (без них 55 кг), полезная нагрузка 5 кг, вес топлива 30 кг, тяга двигателя 185 кг. Двигатель М29 сконструировал Ф. Л. Якайтис. Он работал на этиловом спирте и жидком кислороде.
В конце 1937 года. А. И. Полярный совместно с П. И. Ивановым создал и запустил первый прототип ракеты.
В 1938 г. были проведены масштабные переработки. Вес ракеты решили уменьшить за счет подачи компонентов топлива (13 литров спирта, 20,5 кг жидкого кислорода) в камеру сгорания пороховым аккумулятором (ПАД), создававшим давление в пределах 25-28 атмосфер. А устойчивость на траектории полета обеспечить увеличением скорости вылета из станка с помощью двух стартовых пороховых двигателей (тяга каждого до 200 кг), сбрасываемых после окончания их работы, рассчитанной на 2,5 секунды. Корпус ракеты, двигатель и систему подачи топлива построили в 1938 г. Летные испытания не состоялись, т. к. двигатель на стендовых испытаниях не развивал проектную тягу и вообще плохо работал.
По организационным причинам в апреле 1939-го все работы по ракете Р-05 были прекращены. В начале 1940-го работы возобновились в МВТУ. Гидрометеослужба при СНК СССР стала финансировать эту работу. Окончательное закрытие проекта произошло из-за начавшейся войны.
Для достижения максимально возможной высоты подъема в 1938 г. и начале 1939 г. в КБ-7 проектировали двухступенчатую ракету Р-10 с высотой подъема 100 км! Проектные характеристики: Первая ступень: диаметр 32 см, стартовый вес 100 кг, тяга двигателя 160 кг, скорость в конце работы ускорителей 250 м/сек, в конце работы ЖРД первой ступени 560 м/сек, высота подъема в этот момент 21,2 км. Вторая ступень: диаметр 25 см, стартовый вес 56 кг, тяга двигателя 4,2 кг. Р-10 должна была достичь значительной высоты подъема при сравнительно небольших затратах; выявить наиболее целесообразный способ обеспечения устойчивости на вертикальной траектории; позволить отработать разъединение первой и второй ступеней ракеты и спуск на парашюте с больших высот.
Но строительство этой ракеты и двигателя не было начато. В апреле 1939 г. деятельность группы проверила правительственная комиссия и оценила её как неудовлетворительную. Но работа велась почти до самого конца 1939-го.
Итоги его работы следующие: спроектировали 7 экспериментальных ракет, 5 из которых построили и испытывали на стендах или в полете. Кроме того, разработали несколько вариантов ЖРД и гибридных двигателей, которые прошли огневые испытания.
Начальника бюро Л. К. Корнеева летом 1939 г. арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы как «вредителя». Бюро ликвидировали, его сотрудников перевели в НИИ-3 (бывший РНИИ) вместе с незавершенными темами, но при этом работы по проектам Р-05 и Р-10 прекратили. Полярный стал рядовым инженером в группе Л. Душкина.
Юрий Александрович Победоносцев родился в 1907-м в Москве. В марте 1921 года стал рабочим совхоза железнодорожного общества потребителей на станции Копачи (ныне Херсонская область). В июне-сентябре 1923 года работал в Полтаве подручным механиком по сборке автомашин, слесарем авторемонтных мастерских; в июне-сентябре 1924 года — дежурным по дизелю на электростанции в Полтаве. Одновременно учился и в июне 1924 года окончил химико-механическое отделение Полтавской индустриально-технической профсоюзной школы по специальности рабочий высокой классификации.
С марта 1925 года в ЦАГИ: чертежником-конструктором, с 1927 года - механиком-лаборантом полетов, с 1929-го — инженер, с 1930-го — старший инженер. В 1926 году поступил на аэромеханический факультет МВТУ им. Баумана, с которого в 1928 года был переведен на самолётостроительный факультет МАИ.
В 1932 года совместно с Ф. А. Цандером, С. П. Королёвым и М. К. Тихонравовым участвовал в создании ГИРД. С ноября 1933-го — в РНИИ (потом НИИ-3) в Москве и в 1941-1942-м в эвакуации в Свердловске: начальник отдела, начальник лаборатории, помощник главного инженера, начальник филиала. Одновременно по совместительству вел педагогическую работу: в феврале-июне 1932 года — на кафедре аэродинамики МГУ. С октября 1939 года по сентябрь 1941 года — профессор Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. В январе 1940 года — октябре 1941 года руководил дипломным проектированием в МВТУ и в МАИ. В октябре 1941 года руководил эвакуацией РНИИ вместо сбежавшего Костикова во время паники. В январе 1941 - декабре 1949 года по совместительству работал в МВТУ (профессор и заведующий кафедрой). В 1945—1946 гг. был откомандирован в Германию (в Гамбург) для изучения ракетной техники, являлся заместителем уполномоченного в Германии по реактивной технике.
С августа 1946 года по декабрь 1949 года — главный инженер, заместитель директора НИИ-88 Министерства вооружения. В декабре 1949 года — ноябре 1956 года — заведующий кафедрой и проректор по научной работе Академии оборонной промышленности. Вел научную работу в ряде научно-исследовательских институтов.
Автор около 100 печатных работ в научных трудах институтов и журналах, как отечественных, так и зарубежных. Заложил основы теории внутренней баллистики реактивных снарядов на бездымном порохе. Учёная степень доктора технических наук присуждена Победоносцеву по ходатайству академиков Н. Н. Семенова, Я. Б. Зельдовича и А. И. Лейпунского без защиты диссертации. Он руководил проектированием и созданием прямоточного воздушно-реактивного двигателя, провел его первые испытания в полете. Участвовал и в создании гвардейских минометов «Катюша». Во время Великой Отечественной войны по заданиям правительства неоднократно выезжал на фронты, в действующую армию. С ноября 1956 года по 1962 года — профессор на факультетах вооружения и самолётостроения МАИ. С 1962-го работал в промышленности: начальник проектно-конструкторского отдела НИИ-125 в поселке Дзержинского Люберецкого района Московской области. С 1962 года - профессор-совместитель кафедры летательных аппаратов МАИ. С августа 1969 года — на пенсии. Скончался 8 октября 1973 года в Баку, куда он приехал на Международную конференцию по астронавтике, где должен был выступить с докладом.
|